Красноярский край в ближайшее время фактически приступит к строительству первого участка будущей Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (Севсиб). Об этом заявил вице-губернатор региона Эдхам Акбулатов. «Мы начинаем строительство железной дороги Карабула - Ярки. Вместе с мостом через Ангару. Это будущий участок Севсиба», - отметил Акбулатов.
Он подчеркнул, что развитие инфраструктуры в России является одним из элементов «Плана Путина».
Напомним, строительство железнодорожной линии «Карабула -Ярки» (43,7 км) предусматривается в рамках проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья». Общая стоимость проекта 213,9 млрд руб. из них 34,2 млрд руб. (16 %) на создание транспортной инфраструктуры за счет государства. Стоимость строительства железной дороги - 5,1 млрд руб.
В свою очередь проект строительства Северо-Сибирской железной дороги известен с советских времен. Протяженность трассы составит 2002 километра. Дорога соединит Нижневартовск (ХМАО), поселок Белый яр (Томская область), Лесосибирск (Красноярский край) и Усть-Илимск (Иркутская область), где «СевСиб» выйдет на БАМ. Проект является частью долгосрочной стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года. Цена его реализации - свыше 12 млрд долларов США.
«Севсиб по своим параметрам может стать крупнейшим проектом, реализуемым в рамках государственно-частного партнёрства, – отметила на совещании в Томске, посвящённом этому вопросу, первый заместитель губернатора Томской области Оксана Козловская. – Он создаст колоссальный мультипликативный эффект для долгосрочного развития экономики Ханты-Мансийского автономного округа, Иркутской и Томской областей, Кузбасса, Красноярского края».
«Существуют все основания структурировать строительство Севсиба как инфраструктурно-промышленный проект Сибирского макрорегиона с объёмом государственно-частных инвестиций в 1,3 трлн руб. Это в два раза больше крупнейшего на сегодня проекта «Урал промышленный – Урал Полярный». При этом на долю инвестпроектов, которые планируется реализовать в створе будущей магистрали, приходится 82%, или 1,06 трлн руб., а строительство непосредственно железной дороги будет стоить примерно 240 млрд руб.», – заявил директор Института региональной политики Булат Столяров.
Координировать процессы подготовки обоснования проекта и привлечения долгосрочного финансирования будет управляющая компания «Корпорации развития территорий Севсиба». Её акционерами выступят администрации регионов, частные инвесторы («ГидроОГК», «РусАл», ИФК «Метрополь») и государственные инфраструктурные компании ОАО «РЖД», ФСК, а также ВЭБ. Корпорация займётся подготовкой документации для подачи в правительство на получение средств из Инвестфонда.
Директор отраслевого Института технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта «Гипротранстэи» Фёдор Пехтерев рассказал «Гудку», что строительство Севсиба пройдёт в два этапа.
Первый включает в себя строительство локальных линий, которые будут доходить до месторождений нефти, газа и других залежей ресурсов на севере Сибири, прежде всего в районах около Уренгоя. Второй предполагает строительство магистральных линий, которые соединят эти локальные линии, БАМ и дороги, строительство которых предполагается проектом «Урал промышленный – Урал Полярный». То есть два проекта будут представлять собой взаимодополняющие звенья.
Фёдор Пехтерев заметил, что одним из условий старта изыскательских работ по созданию Севсиба станет исчерпывание пропускных и провозных способностей Транссиба. По его словам, в перспективе Транссиб должен стать магистралью, по которой пойдут транзитные контейнерные грузы. Сырьевой же транзит должен уйти на БАМ, а затем на Севсиб. Таким образом, будет сформирован путь, соединяющий порты Дальнего Востока с портами Северо-Запада России, Финляндии по перевозкам сырьевых грузов. Изыскательские работы должны начаться не ранее 2015 года, как это предусмотрено в «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года».
«При ограниченном объёме Инвестфонда необходим чёткий расчёт, что мы должны сделать в первую, а что – во вторую очередь, – заявил «Гудку» заместитель председателя Совета по изучению производительных сил Виктор Разбегин. – А сейчас появляются всё новые проекты (например, Белкомур), которые влияют на наше понимание, для чего и в каком виде нам необходим Севсиб. Сейчас в более-менее проработанном варианте существует только его средняя часть от Усть-Кута до Нижневартовска».
С другой стороны, Виктор Разбегин считает, что Севсиб также имеет право на существование как самостоятельная магистраль, поскольку, кроме дублирующего значения, проходит сразу через два активно развивающихся территориально-производственных комплекса – Среднее Приангарье и Восточную Сибирь.