Экс-губернатор Красноярского края, депутат Государственной Думы Валерий Зубов встретился с красноярцами.
Красноярские журналисты, студенты, активисты и блогеры задали народному избраннику вопросы на самые разные темы.
— Валерий Михайлович, расскажите про ваше отношение к присоединению Крыма к России.
— Мне кажется, мы поторопились присоединять Крым. Может быть, надо было не так быстро, стоило бы шире посмотреть на проблему. Мне не нравится высказываемая тональность: мы защищаем интересы русских. У нас в России есть еще и другие народы. И потом надо посмотреть, где мы защищаем и как мы защищаем. Вот на эту тему я поговорил бы.
Кроме того, я считаю, что имеют значение и интересы украинцев. Они попали в сложную экономическую ситуацию. И то, что на них сейчас пытаются «погреть руки»… Я не знаю, правильно ли это, морально ли это, исторически оправдано ли это, не будет ли слишком дорогой ценой для нас?
— А как вы относитесь к событиям на Украине в целом?
— Мы своими действиями консолидировали Украину. Сейчас желающих примкнуть России там гораздо меньше, чем раньше.
Нам абсолютно неправильно была преподнесена причина того, что происходит сейчас на Украине. Или неправильно понята. Отсюда и все наши последующие действия.
Я вот вас хочу спросить: а где президент Украины? Ведь это официально поддерживаемая нами власть. Где он?
Посмотрите, до какого абсурда дошла ситуация. Мы поддерживаем человека, который не просто не власть, а ему слово то подобрать трудно: слизняк, мокрица или еще какое. Почему он не управляет?
Надо признать, что на Украине произошла революция. Подобное было и у нас в 17-ом году. И нам надо настраивать отношения с тем правительством, которое там есть. А про Януковича я могу сказать только, что «человек, переодетый в мужчину, бежал из страны».
Те, кто сейчас придут к власти на Украине, недолго продержаться. Так положено. Это закон жанра общественной жизни — вы начинаете делать правильные вещи, и вас выгоняют. Как сказал Гайдар Чубайсу, когда их только назначили управлять правительством: «Ты отдаешь себе отчет, что будешь проклят?»
В данный момент состояние экономики Украины близко к катастрофе. Сразу было понятно, что первый, кто возьмет на себе заботу об Украине, проиграет. Надо было всем вместе, России и Евросоюзу, собраться и объединиться перед лицом очень тяжелой опасности. Опасность, которая заключается в том, что между Европой и Россией 45 миллионов человек, и там может начаться хаос.
На Украине долгосрочная тяжелая экономическая проблема, без разрешения которой все политические потуги бессмысленны.
— Откуда у России деньги на поддержку Крыма?
— Давайте лучше поговорим на другую тему, о которой все забыли. То, что деньги на Крым надо, это понятно. То, что поначалу это будут сотни миллиардов, это понятно. Но есть еще один момент: мы с вами живем в Сибири.
Из 17 государств в Совете безопасности ООН, 15 проголосовало «за» резолюцию о признании референдума в Крыму нелегитимным, мы «против», и только Китай «воздержался». Это говорит о том, что мы сейчас остались с Китаем один на один на наших дальневосточных рубежах. Кто наш союзник, если у нас возникнет конфликт с Китаем? Вы исключаете такой конфликт? Не обольщайтесь. Почитайте, как себя ведет Китай, какую внешнеполитическую доктрину он выстроил. Задумайтесь, почему китайские дипломаты «нечаянно» обмолвились, что договора 1850–1860 годов — это несправедливые договора. А по этим договорам России перешла территория по размеру больше, чем Франция.
Предлагаю всем вспомнить и подумать на эту тему.
— Сейчас в Госдуме принимается новый закон об отмене выборов мэра. Как вы оцениваете вероятность принятия такого закона?
— Вероятность близка к 100 %. Но мое мнение: нельзя так не уважать свой народ, нельзя так низко ставить интеллект, нравственные качества проживающих в стране людей. Нельзя не доверять им и считать, что мы все болваны и что нам можно только привозить и назначать начальников, что мы не&nbs;в состоянии самоорганизоваться и выбрать, кто из нас достоин стать мэром.
Я резко отрицательно к такому закону отношусь. Но он будет принят по&nbs;двум причинам. Во-первых, он долго зондировался и внесен на рассмотрение Государственной Думы. А в нашей Госдуме заднего хода таким законам нет.
Во-вторых, надо модифицировать систему управления, а закон — это единственный способ как-то спрятать от народа власть. Все обоснования законов сейчас: не «надо решить проблему такую-то или вот такую-то», а «надо приблизить власть к народу».
Но на самом деле сейчас власть настолько отдаляется, что люди даже не знают, кто будет властью, когда они приходят на избирательные участки. Как говорится, «Гюльчитай, открой личико до загса, — а нет, давай сначала распишемся».
Это абсолютная дискредитация системы выборов, нарушение законов и Конституции. Но это не имеет никакого значения. Важно, что после принятия закона власть будет спрятана так, что вы до нее не докопаетесь.
— Валерий Михайлович, почему вы воздержались при голосовании за Крым?
— Я не могу голосовать против этой идеи. Я считаю, что присоединения Крыма к России исторически правильно. Но я не мог проголосовать и за решение, которое делается так спешно и с таким количеством последствий, которые можно было утрясти. Принципиально я «за», но не так быстро. Цена экономически высока, можно было бы сделать это дешевле.
— А как вы относитесь к заявлению Михаила Дегтярева о том, что вас пригласят на комитет по этике и будут добиваться вынесения вам порицания за ваше «воздержание»?
— Как я вижу подход товарища Дегтярева: «Мы однажды захватили большинство, и теперь мы можем сделать все. Мы можем переписать конституцию… и вообще, ты почему без галстука пришел? В галстуке? Но у тебя же шнурки не поглажены». Это подход, не допускающий понимания развития.
Такие, как Дегтярев, не понимают, что сильное общество — только то, которое бережно относится к меньшинству. Ведь именно меньшинство начинает все изменения. Иногда их даже жгут на костре. Но потом они становятся героями.
На комитет пусть пригласит, если хочет. А я подумаю — приходить мне или нет, тратить ли мне на это свое время.
Еще хочу сказать относительно санкций, которые вводятся зарубежными державами в отношении России.
Все в стране у нас не для того, чтобы вести оборону, а чтобы наступать. А мы размельчили повестку и опустили планку своих возможностей. Нам надо было сесть с европейцами и обсудить ситуацию с Украиной. Вот мы, большие и сильные, у нас ситуация лучше — давайте поможем.
Или, например, у нас не будет проекта с тувинским углем. Все, прозевали. В Монголии уже эту тему закрыли. Зачем строить сейчас дорогу и вокруг куда-то возить, если из Монголии до Китая 200 километров и уже все построено.
А еще я бы обсудил тему: японцы хотели взять у нас часть площадей для выращивания сельхозпродукции. Может быть, это направление решения проблем сельского хозяйства?
Или вот тема: 80 миллионов корейцев, северных и южных. Ясно, что они будут объединяться. Почему бы заранее не посмотреть и под них не сработать? 30 миллионов человек Северной Кореи прокормить. Какой заказ — вот он! А профинансируют богатые южные корейцы.
Нам сейчас надо смотреть, где мы можем наступать.
— Валерий Михайлович, как вы оцениваете вероятность проведения досрочных выборов губернатора Красноярского края?
— Не исключаю, что губернатор уже выбран. Думаю, фамилия будущего губернатора уже есть. Когда мы ее узнаем в течение нескольких дней или часов — узнаем, кто наш губернатор. И будем считать, что мы его выбрали.
— А что вы думаете о реформе системы финансирования капитального ремонта, создании региональных операторов, отказе государства от обязательств по финансированию капремонтов.
— Я не верю в эту систему. Она была изначально финансово не обеспечена.
На федеральном уровне не получалось принять закон, поэтому передали в регионы, где его в срочном порядке приняли. Я думаю, это нерабочая модель, но если будут успешные примеры, готов с ними ознакомиться.
Состояние сегодняшней экономики таково, что нам нельзя брать ни одной новой экономической задачи. Нам необходимо сконцентрироваться на внутренних экономических проблемах и делать всё, чтобы повышать эффективность производства.
— Сможет ли Россия самостоятельно выйти из собственного экономического кризиса?
— Нет. На сегодняшний день нет ни одной мировой экономики, которая может существовать замкнуто. Надо находиться в некоторой технологической цепочке.
Без международной кооперации с самыми развитыми странами мы не в состоянии вывести свою экономику на современный уровень. Не Китай наш потенциальный союзник, если мы хотим светлого будущего. А «проклятые» американцы, европейцы, южнокорейцы, японцы, австралийцы — вот наши потенциальные союзники.
Вы задели одну тему, и я не могу высказать свои позицию по этому поводу.
Нам надо прекратить классовую борьбу против бизнеса. Сейчас общество настроено против бизнеса: правоохранительная система что хочет, то и вытворяет с бизнесом, бизнес боится публичного участия в политике. В нашем обществе доминируют потребительские отношения, а не собственнические. Наше население не чувствует себя налогоплательщиком.
— У нас до сих пор феодальная структура собственности?
— Да, к сожалению. У нас собственность не защищена. Идет постоянный ее передел. Поэтому и производство неэффективное.
Выход, который я вижу из этой ситуации: не нужно бояться обсуждать эти вопросы. Нужно постепенно внедрять в сознание «наше» и «мое». Что налоги — они «наши». Нужно обсуждать их в Госдуме, публиковать в СМИ, дискутировать на таких встречах.
:D Видяйка жесть А про статью скажу так, вообще все эти писульки пишутся и произносятся такими как зубов и прочими, как раз для того чтобы увидеть реакцию людей, а точнее готовы ли они к тому что бы их поимели. Если общество нормально принимает данные статьи то значит пора выжимать соки из того самого общества