Права потребителя при покупке некачественного товара
Каждый из нас почти ежедневно становится покупателем. Но не всем известны права, какими закон наделяет лицо, совершившее покупку. В частности, право покупателя на расторжение договора купли-продажи в случае приобретения некачественного товара. Каков же механизм возврата денежных средств? Для начала давайте разберемся, что же такое качественный товар. Согласно Федерального закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» качественный товар должен обладать совокупностью определенных свойств, являющихся неотъемлемой частью договора купли-продажи. Это означает, что такой товар должен соответствовать: - условиям договора купли-продажи, - определенным требованиям, которые установлены специальным законом, например, Федеральный закон Российской Федерации от 02.01.2000г. № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" содержит основные требования к качеству продовольственных товаров, - образцу или описанию, при продаже товара по образцам и описанию, - характеристикам, позволяющим использовать данный товар для целей, которые обычно преследуются при использовании товара подобного рода. Проще говоря, качество – это способность товара выполнять функции, для которых он предназначен. Отсутствие указанной способности позволяет говорить о некачественном товаре, характеристики которого не соответствуют вышеперечисленным требованиям Закона РФ «О защите прав потребителей» Право покупателя на возврат некачественного товара и получение денежных средств установлено статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» и не может быть заменено по усмотрению продавца на такие варианты как уменьшение покупной стоимости товара или замена на аналогичный товар. Касается это и технически сложных товаров, перечень которых устанавливается Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров». Речь идет о бытовой технике, мобильных телефонах и т.п. В случае обнаружения любого недостатка, такой товар можно вернуть в течение 15 дней с момента покупки. За пределами этого срока возврат осуществляется только в случае обнаружения существенного недостатка, не позволяющего использовать данный товар по назначению, либо нарушение установленных Закона РФ «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Следует помнить, что возврат крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг осуществляется за счет продавца. Отсутствие кассового чека не является основанием для отказа в принятии товара. В таких случаях необходимо заручиться показаниями свидетелей о совершении сделки купли-продажи. Продавец обязан вернуть деньги за возвращенный товар в течение 10 дней с момента предъявления требования о расторжении договора купли-продажи (ст.22 Закона РФ «О защите прав потребителей»). В противном случае на продавца возлагается обязанность выплатить пени, в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки. Случается, что продавец отказывается вернуть деньги, ссылаясь на то, что причиной выявления у товара недостатка является его неправильное использования покупателем. В таком случае продавец обязан за свой счет провести экспертизу качества товара. Для этого покупатель передает продавцу товар, а взамен получает документ, с указанием наименования и основных характеристик принятого товара. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если продавец не исполнил ваше требование о возврате денежных средств, то Вам необходимо составить претензию, в которой указываются наименование продавца и свои данные (фамилия, имя, отчество, адрес и контактный телефон). В самом тексте излагается когда, где и какой товар приобретен, какие недостатки выявлены после приобретения. Необходимо указать, что вы желаете расторгнуть договор купли-продажи и получить назад денежные средства в соответствии со ст.18 Закона «О защите прав потребителей», а также то, что в случае отказа вы обратитесь в суд с заявлением о взыскании денежных средств и пени за просрочку их выплаты. Претензия составляется в двух экземплярах, подписывается, проставляется дата предъявления претензии продавцу. Приложите при наличии копию кассового и товарного чека, копию гарантийного талона. Передать претензию можно двумя способами. Вручить непосредственно продавцу или ответственному в магазине лицу. При этом они должны расписаться и поставить дату принятия на экземпляре, который остается у Вас. Если в магазине брать претензию отказываются, направьте ее по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Получив уведомление, вы будете иметь на руках доказательства того, что претензия дошла до адресата. Очень часто недобросовестные продавцы при разрешении конфликтных ситуаций в суде отказываются от выплаты пени за просрочку возврата денежных средств. При этом они ссылаются на то обстоятельство, что не смогли связаться с покупателем по указанному им в претензии телефону. Дабы избежать подобных ситуаций рекомендуется через 10 дней после подачи претензии опять обратиться к продавцу. Зафиксировать свое обращение можно путем подачи заявления с просьбой сообщить о результатах рассмотрения раннее поданной претензии. Отстоять свои права покупателя возможно и путем подачи в суд искового заявления о расторжении договора купли-продажи и возврате денежных средств. Знание механизма защиты своих прав гарантирует покупателю успешное разрешение возможных проблем при приобретении некачественного товара. Бесплатную консультацию и правовую помощь в случаях нарушения законодательства о защите прав потребителей Вы можете получить в Консультационном пункте г. Лесосибирска филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае», по адресу г. Лесосибирск, ул. Мира, 5, 2 этаж, кабинет №14, а так же по телефону 8(39145)54219