Извините, еще раз извините... Мы не захотели и не смогли понять, что у других народов могут быть иные святыни. Рауль Калев считает, что наиболее верный путь выхода из создавшейся ситуации в Эстонии — это попытка понять друг друга, желание узнать историю, обычаи и святыни народов, живущих рядом с нами.
Я эстонец. Полторы недели назад защищал свой дом в ста пятидесяти метрах от Алеши. На меня накинулась полиция и, побив хорошенько, посадила на ночь в камеру. Как и многих других эстонцев и русских. Я бы никогда не поверил, что, стоя на крыльце собственного дома и следя за тем, чтобы хулиганы не разбили окна, надо было опасаться атак со стороны представителей государственной власти.
Когда на другой день разобрались, что я не бандит, меня, конечно же, отпустили домой. Но и извиняться не стали — как сказал один полицейский, сам виноват, что живешь там, где не надо.
Нет, я не против правительства и не за хулиганов. Но я против того, что государство не сумело разрешить конфликт, относясь с уважением к тем, кто его кормит. И смешало мирных людей с провокаторами. И не извинилось ни перед теми, кого задерживали и избивали без причин, ни перед теми, чей памятник так некрасиво увезли.
Почему все произошло именно так, многие до сих пор не понимают. И эстонцы, и русскоязычное население. Сложно разобраться, когда нам не объясняют, с нами не говорят. Но ясно одно — нормальным людям, и эстонцам, и русским, не понравилось поведение правительства и то, что творили мародеры и хулиганы.
Скрытая эстонизация
Я общаюсь как с эстонцами, так и с русскими, и очень хорошо знаю, как дорога многим из нас память о Великой Отечественной войне. Треть эстонцев воевала в рядах Красной армии, однако, к сожалению, для эстонцев эта война никогда не была святой. Почему? Потому что в этой войне другая треть эстонцев воевала в рядах немецкой армии и оставшаяся треть просто пряталась в лесу.
Народ в этой войне пережил самое ужасное — отцы воевали с сыновьями, одни — в немецких мундирах, другие — в советских. Потери эстонского народа во Второй мировой войне были велики, однако они были не сравнимы с потерями после войны, когда четверть населения Эстонии отправили Сибирь. Не как туристов, а страдать и умирать.
Я, например, потерял своего дедушку здесь, в Эстонии, в 1953-м. Он был лесником, русские расстреляли его на глазах жены и детей за то, что он кормил скрывающихся в лесу мужчин. Где его могила, я не знаю до сих пор.
Еще одна деталь. Эстонцы и другие народы Балтийских стран не прошли через те ужасы, которые творили фашисты в Европе и России. Там они убивали, жгли, насиловали, здесь они чувствовали себя более-менее как дома (все-таки сотни лет Эстония была под немцами, здесь знали их культуру и язык) и вели себя культурно. Как рассказывают бабушки, немцы помогали местным.
Надо понять, что большинство эстонцев чувствовали себя более уверенно с немцами, они страшно боялись русской оккупации. Поэтому и получается, что народная память о Второй моровой войне в России, Европе и Прибалтике во многом отличается.
Наша беда не в том, что мы не хотим понять друг друга, а в том, что так называемая интеграция никогда не пыталась объяснить эстонцам русскую историю и русским — эстонскую историю. Под эгидой интеграции пытались сделать так, чтобы все заговорили на эстонском языке, надеясь на то, что такая скрытая эстонизация будет успешной. Не получилось.
У русских нет лидера
Что толкнуло правительство на столь некрасивые поступки? Наверное, они не сумели адекватно оценить ситуацию и сосредоточиться на провокаторах. При этом они не сумели объяснить народу свое поведение.
Мне самому долго казалось, что правительство поставило себе целью заработать дополнительные голоса и на время просто выключило свет в голове. Теперь, после общения со многими ответственными людьми, я понимаю, что главная проблема была в другом.
У русскоязычного населения нет лидера, которого бы люди уважали и кому доверяли. Но зато есть провокаторы (человек двадцать, может, больше), которые пытались провоцировать людей на преступления и настраивать их против правительства. Они знали, что успокоить людей будет некому, потому что нет лидеров, потому что ни Кленский, ни Лебедев, ни Заренков не имеют поддержки у русского населения. Для большинства они экстримисты.
Правительство испугалось. И открыло зеленый свет уже эстонским провокаторам, кто мог бы понять это как официальный «реванш» за 50 лет оккупации. Комментарии на эстонских порталах выдержаны именно в таком духе.
И отступать было некуда — надо было выполнять свои предвыборные обещания. Если бы у русских был лидер, я уверен, ничего не произошло.
Еще одна ошибка президента и премьера — это то, что они не сумели объяснить народу, что на самом деле значит Бронзовый солдат. Я уже и раньше об этом писал. И считаю, что говорить о Бронзовом солдате как о символе оккупации неправильно.
Для простых русских людей он никогда не был знаком оккупации и символом империи тоже не был, как, возможно, рассматривали его интеллектуалы.
Для простого русского человека это было святое место, это была их память, поклон советским солдатам, воевавшим в 1941-1945 годы. Солдат — это символ мужества и свободы. Символами насилия были Сталин, Ленин и, если хотите, Брежнев. Для кого-то, возможно, Путин, но солдат — никогда.
Я думаю, что надо было разделять 1941-1945 годы как период мировой войны и 1944-1991 годы как время оккупации. Так было бы всем понятнее. Но судя по той каше в голове, как у наших лидеров, они сами в этом вопросе малокомпетентны.
Всем нам жить вместе в нашей стране, родной для эстонцев и русских. И не имеет значения, что у кого-то здесь корни, уходящие в глубь веков, а кто-то живет здесь всего полвека. Мы должны восстановить мир и уважение друг к другу. И вернуть уверенность в том, что государство не против народа.
И это возможно, если эстонская и русская интеллигенция возьмет эту миссию на себя. Мы должны противостоять любым провокаторам. Мы не должны доверять политическим интриганам. У них свои, узкополитические интересы. Мы должны слушать и слышать умных, образованных, знающих, интеллигентных людей, которые на самом деле переживают за наше общее будущее в Эстонии.
9 мая — праздник
Что мы можем сделать, чтобы интеграция состоялась и чтобы она была эффективной? Во-первых, мы все должны извиниться друг перед другом.
Я извиняюсь за всех эстонцев и за наших политиков. Мы не захотели и не смогли понять, что у других народов могут быть иные, чем у нас, святыни. Я приношу извинение за то, что среди нас есть люди, которые сеют ненависть к русским. Я хочу извиниться и за то, что мы не сумели рассказать о нашей истории другим народам, живущим в Эстонии.
Хочу обратиться и к русскоязычному населению Эстонии. Найдите способ показать эстонцам, что вы не провокаторы и не одобряете мародерства!
И еще я дал бы один совет правителству. Почему бы не извиниться перед всеми, кто потерял уверенность в завтрашнем дне в Эстонии, и сделать 9 мая красным днем в нашем календаре? Из уважения к тем людям, кто в этот день идет к святым для них могилам.
Давайте относиться друг к другу с уважением, и наши дети последуют нашему примеру. История и память не должны служить провокаторам, преступникам и людям без чести и совести.
P.S. Возможно, с точки зрения русской филологии моя статья не совсем идеальна. Но мне хотелось самому написать ее на русском языке.
(с) Рауль Калев