источник:
http://www.gzt.ru/politics/2008/06/11/063019.html "Черные мифы о России подрывают дух нации"
Депутат Госдумы, профессор МГИМО Владимир Мединский в интервью "Газете"
Депутат Государственной думы, профессор МГИМО Владимир Мединский в последние два года становится все более известен не только как политик, но и как историк-публицист. Его первую книгу "Мифы России. О русском пьянстве, лени и жестокости" читатели до сих пор активно раскупают в московских книжных магазинах. В своей второй книге, которая уже вошла в пятерку самых продаваемых книг исторической серии, Мединский развенчивает мифы о русском рабстве, грязи и "о тюрьме народов". В интервью обозревателю "Газеты" Ольге Павликовой депутат делится секретами популярности своих изданий и рассказывает, как ему удалось развенчать столько российских предрассудков.
- Владимир Ростиславович, как родилась сама идея написания этой книги?
- После того, как мы вместе с журналистами канала ТВЦ сняли 12-серийный документальный фильм «Мифы о России». Опираясь на результаты социологических опросов и статистики, мы выяснили 12 наиболее распространенных в российском обществе негативных стереотипов, мнений о самих себе и попытались разобраться, откуда появились эти мифы и кто был их автором. Часть собранного материала легла в основу сценария, однако, как всегда бывает, 90% осталось «за кадром». Вот, отталкиваясь от него, я и решил написать книжную серию «Мифы о России». Две из них («О русском пьянстве, лени и жестокости», «О русском рабстве, грязи и «тюрьме народов») уже вышли. Вторая, кстати, презентовалась буквально несколько дней назад. А третья готовится к изданию.
ЦИТАТЫ ИЗ КНИГИ.
- Мы не имеем права думать о себе плохо. Мы не имеем права думать плохо о нашем народе. Это - основа основ. Не «говор пьяных мужиков» с их топаньем и свистом остался в истории. Осталась величайшая страна в мире, которую мы от этих русских мужиков унаследовали.
- Помнить надо хорошее и доброе. А тех, кто рвет рубаху на груди: «Я любую Россию люблю - и грязную, и пьяную люблю, вот и этого пьяненького, уснувшего на паперти, люблю…» Что про них сказать? Я тут вижу только интеллигентское юродство и кокетство.
- Важно то, что отрицание родного и идеализация чужого искажает национальное самосознание, порождает чувство безнадежности, неверия в свои собственные силы, исторической бесперспективности «немытой России».
- Грустный базовый закон свободной рыночной экономики гласит: если у кого-то есть богатство, его обязательно попытаются отнять. Отнять эту богатую землю и покорить населяющий ее народ. Единственный способ противостоять «любимым» соседям - стать сильными. Создать государство, которое сможет противостоять агрессии.
- Серия «Мифы о России» - это целая программа национального аутотренинга. Почему в своей новой книге вы решили развенчать именно эти мифы - о русском рабстве, грязи и «тюрьме народов»?
- Увы, они актуальны. Говоря о рабстве, мы подозреваем якобы историческую неспособность русских людей к самоуправлению и демократии. Вспомните: «Страна рабов, страна господ», «Сверху донизу - все рабы», «Вот приедет барин, барин нас рассудит». Якобы мы бестолковы до такой степени, что даже не смогли создать собственное государство и пригласили варягов.
Другая тема - история национального вопроса в России. Многие националистические движения в странах бывшего СССР, опираясь на известный ленинский штамп «Россия - тюрьма народов», до сих пор утверждают, что в России национальный вопрос всегда стоял во главе угла и был многовековой проблемой. Однако анализ исторических фактов преподносит совсем другую картину. Россия - антиимперия, в которую народы тянулись сами.
Про грязь и говорить нечего. Баня - один из столпов русской культуры.
И еще миф, который не попал в название книги, но подвергнут в ней разбору, - о так называемой русской угрозе. Это одна из самых молодых легенд, ей около 200 лет. Удалось даже найти отцов-основателей этого мифа. Стоит нашей стране усилиться, как сразу звучит: «Русские идут!» Без этой некрепко засевшей в мозгах страшилки американский налогоплательщик не дал бы ни цента ни на расширение НАТО, ни на «звездные войны», ни на создание систем ПРО в Чехии и Польше.
- И что же, в России всегда была демократия?
- Да, как ни странно, почти всегда. Проявлялась она в разных, конечно, формах. Начиная с тех Новгородского и Псковского вечей (отмечу малоизвестный факт: такие же, по-современному говоря, органы МСУ, местного самоуправления, были во всех крупных городах Киевской Руси и в самом Киеве) и продолжая боярской Думой. Та Дума, замечу, отнюдь не была декоративно-юмористическим органом, как мы ее представляем по фильму «Иван Васильевич меняет профессию». Есть документы, доказывающие, что бояре далеко не всегда соглашались с решениями царя. Мощным воплощением демократической традиции у нас стали земские соборы. На них, кстати, выбирали царя, чего никогда не было ни в одном парламенте - ни в английском, ни во французском. После 1917 года так называемая советская демократия по сути маскировала правящую роль партийной номенклатуры. Но при этом я утверждаю: и в СССР была демократия! Надеюсь, читатель, закрыв книгу, будет с этим согласен.
- Значит, СССР - демократический, а Штаты тогда какие? Вы пишете про несовершенство современных избирательных технологий в США.
- Технологии как раз совершенные. В книге просто приводятся исторические примеры, которые доказывают, что не надо их идеализировать - ни английскую парламентскую систему, ни французскую, ни тем более американскую. В России многие до сих пор утверждают, что у нас демократии никогда не было, нет и быть не может, потому что у русских рабское самосознание, а сами мы - потомки крепостных. И якобы в силу этих исторических причин в России должна быть жесткая вертикаль власти. Чем жестче, тем лучше. С назначением из Кремля всех чиновников, вплоть до начальников ЖЭКов. Я не рассуждаю на тему современного момента, а говорю о том, что отсутствие демократии в силу исторических традиций - это абсолютная ложь.
- Почему же тогда только в XIX веке у нас отменили крепостное право?
- Мы крепостное право отменили раньше, чем в Германии, раньше, чем в США - рабство. Это во-первых. Во-вторых, на момент его отмены в России большинство крестьян уже не были крепостными. В-третьих, крепостные нередко были де-факто свободными и богаче своих хозяев. Я могу продолжать: и в-четвертых, и в-пятых, и в-шестых. Чего мы уперлись в это крепостное право? Оно, конечно, тормозило развитие экономики, но оно не было таким уж исключением в условиях тогдашней общественной традиции в мире. Кстати, во многих областях России вообще никогда не было крепостного права. Его не было в Финляндии, в Польше, на значительной части Украины, в Сибири, его никогда не было на севере России.
- Как же тогда сформировалось это клише - «страна рабов, страна господ»?
- А это вопрос о том, откуда появились мифы. У них разные источники. Есть "импортные", созданные иностранцами и подхваченные нашей «духовной оппозицией». Существуют и мифы, рожденные бессознательно, из-за склонности православных людей к самокритичности, доходящей до нравственного самоистязания. Посмотрите литературу XIX века. Сплошные пороки, сплошные отрицательные герои. Кроме Андрея Болконского, мы ни одного заметного положительного героя влет не назовем. Вспомним бездельников Онегина и Чацкого, убийцу Родиона Раскольникова, ничтожного Акакия Акакиевича Башмачкина и жулика Чичикова.
К тому же у нас никогда не было нормальной преемственности власти. А что это значит? Значит, что каждый новый правитель старался очернить предыдущего. Вспомните Петра I, раскритиковавшего все, что было создано его сестрой Софьей, а заодно - всеми его предшественниками. Вспомните Екатерину II, Александра I…
Но «страна рабов» - это вообще к России неприменимо. Конечно, Лермонтов в запале мог обозвать и рабами, и господами представителей хорошо ему знакомого высшего света. А тем временем казаки - на санях, на лодках, движимые исключительно пассионарностью, любопытством, инстинктом предпринимателя, каким-то фантастическим мужским драйвом, присоединяли к России громадные территории. Разве это говорит о лени, о рабстве? Разве они ехали по чьему-то приказу? Нет, это были по-настоящему свободные люди.
- А на государственном уровне нужно развенчивать все эти мифы, например, вводя ответственность за искажение исторических фактов?
- Ну, это совсем ерунда. Вся история, от начала и до конца, - сплошная интерпретация. После того как свершилось событие, после того как умер последний очевидец, остается полагаться только на источники. И тем больше времени проходит, тем более отдаляются источники от истины. Поэтому задача книжной серии «Мифы о России» - не выяснять какие-то исторические детали, пусть этим занимаются профессиональные историки - архивисты и археологи, а в том, чтобы мы в собственных головах навели порядок. После того как в продаже появились обе книги, я получил множество писем читателей, где они говорят, что и раньше сомневались в правдивости таких ярлыков как, например, «самая пьющая нация», а теперь у них появились факты, аргументы, теперь они в этом убеждены. Значит, этот проект работает.
- Но можно вспомнить и о позитивных мифах, способствующих росту патриотизма…
- Перед войной сначала вышел «Чапаев», потом - «Александр Невский». Два великих фильма, две легенды. Не важно, насколько точно в них излагались исторические факты (это же искусство!), но, заметьте, оба фильма были про полководцев. И в военные училища выстроились очереди. Конкурс был жесточайший. Принимали лучших. И эти мальчишки, насмотревшиеся кино, и выиграли в итоге войну.
- А может быть, вместо идеологической работы нужно просто сделать город чище? Вместо развенчания мифов порядок навести?
- Работа над исправлением недостатков - самый действенный путь в борьбе с ними. Но всегда надо знать, что в любой победе, даже спортивной, есть доля пота, а есть доля веры в победу. Без духовно-нравственной опоры вы никогда не победите. Если вы преисполнены глубочайшего убеждения, что, как якобы сказал князь Владимир тысячу лет назад, «веселие Руси есть пити, нельзя без того быти», так с тех пор мы пьем, не просыхая, то чего от вас можно ждать? Если каждое утро человек будет себя убеждать, что стаканчик с утреца - это не из-за собственной слабости, а потому что в русском обществе традиция такая, то побороть эту болезнь будет гораздо сложнее.
Да, пьянство - колоссальная проблема сегодняшнего дня. Но, вспомним, до революции Россия занимала одно из последних мест в Европе по употреблению алкоголя. Даже сегодня, когда мы прошли через застой, через «было два, а стало восемь, все равно мы пить не бросим», через антиалкогольную кампанию, через массовое пьянство с началом перестройки, когда людям просто нечего было делать, работы не было, - даже после всего этого, мы занимаем не первое место по пьянству. Мы «проигрываем» по потреблению алкоголя Англии, Ирландии и так далее. У нас меньше хронических алкоголиков, чем в США. А вы ведь никогда не назовете американцев пьяницами. Как угодно, только не пьющими.
Наши деды, прадеды жили нормально, честно, трезво. Работали, к Якутску подошли, к Благовещенску, в самом неблагоприятном климате создали величайшую державу мира. В Якутске, отстроенном уральскими казаками, где живет 300 тысяч человек, перепад годовых температур - 100 градусов: до -60 зимой и до +40 летом. Оливки там не растут. И почему-то я уверен, что древние римляне в таких условиях не то что империю не смогли бы создать, а просто выжить. Получается, наши предки посильнее римлян. И если вы знаете свою историю, то понимаете, что должны быть их достойны. Вести себя соответствующе.
- Когда выйдет третья книга? Каким мифам она будет посвящена?
- Предполагаю, она появится в начале следующего года. Посвящена будет четырем мифам. Об особом русском пути, мол, не Азия мы и не Европа, а какая-то «Азиопа». О невероятной нашей духовности, мол, душа у нас особая, духовность немереная, только носки вонючие. О многовековом долготерпении нашего народа. О вековой научно-технической отсталости России. Будто мы все технические новшества заимствуем, перенимаем, воруем, как атомную бомбу, и максимум, что можем сделать, - блоху подковать… Но внедрить это ноу-хау в производство якобы уже исторически никогда не были способны.